МБОУ Душатинская средняя общеобразовательная школа
село Душатин, Суражский район, Брянская область
  • Внимание! Телефонные мошенники!

    Изображения.

    Мошенники каждый день придумывают новые способы обмана россиян
    Телефонные мошенники хорошо обучены, имеют навыки социальной инженерии, умеют манипулировать и вызывать доверие. Люди попадаются на их уловки независимо от возраста, образования, социального статуса, жизненного опыта и дохода. Считать, что на уловки мошенников попадаются только слабые и беспечные люди без критического мышления, — ошибка.

    Статистика Центробанка показывает, что больше всего мошенников интересуют россияне в возрасте от 25 до 64 лет — то есть те, кто экономически активен, имеет собственный доход и доступ к банковским сервисам.

    Женщин обманывают немного чаще мужчин: 52,6 процента против 47,4. А вот горожане становятся жертвами мошенников примерно в три раза чаще, чем сельские жители: 74,4 процента против 25,6. При этом доля жертв со средним достатком — 46,2 процента. Именно они — основная цель мошенников.

    Преступники связываются с жертвой по телефону, в мессенджерах, через соцсети и электронную почту. Звонки и СМС-сообщения на телефон остаются любимым способом мошенничества: на них приходится почти половина всех атак. Следующий излюбленный метод — мессенджеры.

    В диалоге жертву любыми способами пытаются убедить перевести деньги. Например, могут представиться сотрудником оператора связи, почты или полиции — и начнут убеждать как можно быстрее вывести деньги на другой счет, якобы для безопасности и защиты.

    Распространенные схемы мошенников
    Преступники используют социальную инженерию — втираются в доверие ради получения информации: персональных и финансовых данных, которые откроют им доступ к деньгам. Для этого они придумывают подчас самые неожиданные сценарии, подключают технологии и методы психологического давления.

    Схемы мошенничества, распространенные в 2025 году, собраны на портале Сбера по кибербезопасности «Кибрарий». Там подробно объясняют, как действовать в каждой опасной ситуации.

    Например, среди распространенных схем телефонного мошенничества эксперты выделили следующие.

    Неожиданные выплаты. Сообщают, что вам нужно получить подарок или деньги. Но для этого придется сообщить данные карты, личных документов и СМС-код с телефона. Пожилых людей так могут обманывать с «выплатами» на День Победы.
    Родители в беде. Под видом полиции или ФСБ звонят подросткам и говорят, что их родителям грозит уголовное дело из-за незадекларированных доходов или перевода денег в другую страну. Убеждают провести «видеообыск» — то есть показать на камеру все ценности и деньги, которые есть дома. Затем убеждают подростка передать их курьеру для «декларации».
    Кража через NFC. Представляются сотрудником банка или госорганов и предупреждают, что мошенники получили доступ к вашему личному кабинету на «Госуслугах» или банковскому счету. Предлагают установить приложение, которое якобы позволит защитить деньги. Затем убеждают приложить банковскую карту к NFC (технология для бесконтактной оплаты) на задней части телефона и ввести пин-код. Мошенническое приложение через NFC крадет данные карты, чтобы потом воспроизвести их на другом терминале и снять с его помощью деньги в банкомате.
    Допуск к сессии и экзаменам. Перед сессией студентам звонят якобы из деканата. Говорят, что нужно зарегистрироваться на образовательном портале, иначе к экзаменам не допустят. Сайт — поддельный. При регистрации студенту приходит одноразовый код, который требуется продиктовать мошенникам. На самом деле это код от «Госуслуг». Так взламывают личный кабинет, чтобы взять на имя студента кредиты или использовать информацию о нем в других преступных схемах.
    Защитить себя помогут прежде всего осторожность и внимательность. А еще существуют сервисы и услуги, которые позволяют вовремя вычислить и остановить мошенников. Большинство из них бесплатны и доступны каждому.

    Как распознать мошенника
    Будьте внимательны, когда вам звонят с незнакомого номера. Скорее всего, вас пытаются обмануть, если собеседник:

    просит предоставить личную или финансовую информацию;
    предлагает совершить платеж или перевести деньги с одного счета на другой;
    спрашивает пароль, пин-код, одноразовый код из СМС-сообщения или другую информацию для аутентификации;
    просит данные банковской карты или реквизиты, чтобы оформить «возврат» или «переплату»;
    предлагает установить программное обеспечение или дать доступ к защищенному аккаунту;
    угрожает немедленным арестом и судом;
    заявляет, что ваши счета были взломаны или вовлечены в мошенническую схему;
    рассказывает о легком способе заработать без особого риска и усилий;
    говорит, что кто-то из ваших близких в опасности и нужны деньги, чтобы ему помочь.
    На фоне усиления защиты банковской системы, в том числе на законодательном уровне, мошенники уходят в офлайн: направляют курьеров и просят отдавать наличные деньги и ценные вещи. Злоумышленники готовы играть вдолгую, умело обрабатывая свою жертву по несколько дней, недель и даже месяцев, используя психологическое давление, в том числе заставляют втягивать в мошенническую схему родных и близких.

    Наглядный пример. Телефонные мошенники потратили целый год, чтобы выманить у 86-летней москвички 90 миллионов рублей. На протяжении этого времени ей звонили под видом следователей, банкиров и правоохранителей. Пенсионерку убедили, что кто-то пытается похитить все ее деньги, и их срочно нужно обналичить, чтобы положить на другой счет. Наличные забирали курьеры. Так пожилая женщина отдала все свои сбережения, деньги от продажи квартиры и акций банка.

    Подключите дополнительные сервисы безопасности
    Например, подключите уведомления об операциях по карте. Это стандартные услуги банков, которые позволяют сразу получать отчет обо всех действиях со счетом. Как только с него спишутся деньги, вам сразу придет сообщение.

    Телефонное мошенничество — серьезная проблема. В мае 2024 года преступники установили рекорд: звонили россиянам 20 миллионов раз за день.

    Мобильные операторы и банки, чтобы обезопасить клиентов, разрабатывают дополнительные меры защиты. Но подумать о них следует заранее — до того, как у вас украдут деньги. Изучите, что предлагает ваш банк, и выберите подходящие для себя услуги. Чаще всего они бесплатные. Изучите, какие дополнительные возможности открывает ваш банк.

    У Сбера около 20 сервисов, которые позволяют защитить себя и близких от мошенников. Большинство из них можно подключить самостоятельно — просто настроить в приложении.

    Защитите близких, особенно старших родственников
    Расскажите об опасности пожилым родственникам и детям. Объясните, какими методами чаще всего пользуются обманщики, какую информацию нельзя сообщать и как вести себя в ситуациях, когда незнакомец представляется сотрудником банка и госструктур.

    Можно заранее придумать кодовое слово, с помощью которого родственник сможет проверить, действительно ли он разговаривает именно с вами. Или предупредить, что если вам понадобятся деньги, вы обязательно свяжетесь по видео — и никак иначе.

    Существуют сервисы, которые позволяют контролировать сомнительные операции по картам родственников. Недавно Сбер перезапустил услугу «Близкие рядом», в нее входит бесплатный сервис «Проверка операций». В нем любой человек может назначить себе помощника — и банк будет отправлять ему уведомления о переводах, которые посчитает подозрительными. Помощник сможет подтверждать или отклонять операции, а до того, как он даст ответ, операция будет приостановлена. За это время можно будет связаться с близким и разобраться в ситуации.

    Наглядный пример. Зачастую мошенники, получив первый перевод, продолжают вытягивать деньги из жертвы. Так произошло с жительницей Камчатки. Мошенник позвонил ей под видом «агента Дэвидсона» из несуществующего дипломатического подразделения Великобритании. Женщина ждала посылку с зарубежного сайта, и ее запугали, рассказав, что в посылке найдена крупная сумма в валюте, из-за чего ее ждут проблемы. Она перевела деньги, но мошенники на этом не остановились — запугивали ее британским судом. Несколько дней россиянка переводила деньги со своего счета и в итоге потеряла более 600 тысяч рублей.

    Знай родственники об этих операциях по карте, они смогли бы распознать мошенничество. Причем банк приостанавливает именно сомнительные переводы: обычные транзакции, вроде покупки в магазине или оплаты коммунальных услуг, подтверждать не придется. Но если операции по карте все-таки нужно отслеживать постоянно, в сервисе есть услуга «Совместные уведомления». Может пригодиться, чтобы дополнительно обезопасить пожилых родственников.

    Также можно открыть доверенному человеку доступ к своей кредитной истории. Сервисом Сбера «Мониторинг кредитной истории» уже пользуются примерно 400 тысяч человек: он позволяет получать информацию о займах и проверять, не пытается ли кто-то обмануть ваших близких.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике