МБОУ Душатинская средняя общеобразовательная школа
село Душатин, Суражский район, Брянская область
  • Функциональная грамотность

    «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».   Леонтьев А.А.

     В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены:

    математическая,
    читательская,
    естественно-научная,
    финансовая  грамотности,
    глобальные компетенции,
    креативное мышление.
    Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

    Что необходимо знать  о функциональной грамотности
         Международные сравнительные исследования в области образования показывают, что российские школьники сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности в применении этих знаний в ситуациях, приближенных к жизненным реалиям. В связи с этим, одной из задач учительского профессионального сообщества ставится формирование и оценка способности применять полученные в процессе обучения знания для решения учебных и практических задач – формированию функциональной грамотности. Функциональная грамотность отражает идею эффективной интеграции личности в быстро меняющееся общество.

         Основными составляющими функциональной грамотности являются способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи (максимально широкого диапазона), используя при этом определенные знания, умения и компетенции. Оценка сформированности функциональной грамотности может осуществляться через оценку определенных стратегий действий, поведения обучающихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни.

    Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

    Естественнонаучная грамотность отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук.

    Финансовая грамотность понимается как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.

    Глобальная компетентность рассматривается как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность — человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

    Под креативным мышлением понимают способность к продуктивному творческому подходу.

    Функциональная грамотность проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения.

    Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать обучающимся нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни.

    Наличие контекста является важным условием задания на формирование и оценку функциональной грамотности. Контекст задания – это особенности и элементы окружающей обстановки, представленные в задании в рамках предлагаемой ситуации. Эти ситуации связаны с разнообразными аспектами окружающей жизни.

    Повышение уровня функциональной грамотности школьников может быть обеспечена успешной реализацией ФГОС, т.е. за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов, если в учебном процессе реализован комплексный системно-деятельностный подход, если процесс обучения идет как процесс решения обучающимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые учитель формирует.

    Нормативные документы

    Найдено: 6

    Для учителей и учеников

    Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности  смотреть
    Открытый банк заданий для оценки читательской грамотности смотреть
    Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»   https://media.prosv.ru/func/

    Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию функциональной грамотности

    Прошедшие мероприятия
    9 класс, 17.04.2025, учитель Брягиня Ю.М..

    9 класс, 17.04.2025, учитель Брягиня Ю.М.

    Развитие естественнонаучной грамотности на уроке физики по теме «Использование электроприборов в быту, расчёт стоимости расхода электроэнергии».
    17 апреля четверг
    6 класс, 18.04.2025,  учитель Менькова М.Н..

    6 класс, 18.04.2025, учитель Менькова М.Н.

    Формирование навыков функциональной грамотности на уроках биологии
    18 апреля пятница
    5 класс,16.04.2025,  учитель Стрижакова Т.А..

    5 класс,16.04.2025, учитель Стрижакова Т.А.

    Решение практико-ориентированных задач, как инструмент формирования математической грамотности.
    16 апреля среда
    7 класс,17.04.2025, учитель Коваленко Л.И..

    7 класс,17.04.2025, учитель Коваленко Л.И.

    Работа с текстом на уроках обучения грамоты как инструмент развития читательской грамотности. 
    17 апреля четверг
    8 класс,18.04.2025, учитель  Менькова М.Н..

    8 класс,18.04.2025, учитель Менькова М.Н.

    Формирование естественнонаучной грамотности посредством выполнения практической работы по теме «Химические вещества и явления в быту и на кухне».    
    18 апреля пятница

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике